налоги и сборы
« : 31 Августа, 2017, 23:13:49 »

Интересное дело рассмотрела недавно Судебная коллегия по по административным делам (СКАД) Верховного Суда РФ.


Дело касается такого сложного и неоднозначного пока вопроса в российском налоговом законодательстве как "сроки давности принудительного взыскания недоимки". Отрадно, что дело было рассмотрено в пользу налогоплательщика, однако мне кажется, что этот вопрос должен в первую очередь быть разрешенным в законодательстве.
 
Суть спора: Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании налоговой задолженности безнадежной в связи с истечением срока давности взыскания. Однако по мнению ИФНС, признать налог/задолженность безнадежной может ИФНС может только на основании решения суда и только по обращению налогового органа.

Как указала СКАД ВС РФ, признавая позицию ИФНС необоснованной, правом признавать налоговую задолженность безнадежной, а обязанность по её погашению прекращенной наделены не только налоговые органы, но также и суды, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки (пени, штрафа) в связи с истечением установленного срока их взыскания. Дело направлено на новое рассмотрение с целью установления обстоятельств того, утратил ли налоговый орган возможность взыскания налогов (пени, штрафа) в связи с истечением установленного срока их взыскания


(Определение СКАД ВС РФ от 01.06.2017 № 5-КГ17-50

Re: налоги и сборы
« Ответ #1 : 31 Августа, 2017, 23:15:49 »

О том же ...

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИN 4 (2016)ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОпределение N 44-КГ16-103. Налогоплательщик вправе реализовать права, предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации, посредством обращения в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.

А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по транспортному налогу и пеням безнадежной к взысканию.Определением судьи районного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в принятии административного искового заявления отказано на основании ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что А. избрал ненадлежащий способ защиты права. Суды пришли к выводу о том, что вопрос о списании безнадежной к взысканию задолженности по налогам подлежит рассмотрению не в судебном, а в административном порядке налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.


При этом налоговым органом не принималось каких-либо решений по заявленному требованию, не совершалось действий (бездействие), которые могут быть предметом судебной проверки. Требование о признании задолженности безнадежной к взысканию направлено на установление юридического факта, в связи с чем нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае не могут быть применены

.Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами судов не согласилась по следующим основаниям.По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, у А. отсутствовала обязанность обращаться в досудебном порядке в налоговый орган с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.При этом выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, а также определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению закона осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 132, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.В связи с этим Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила обжалуемые судебные акты и направила материал по административному исковому заявлению А. в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.
« Последнее редактирование: 31 Августа, 2017, 23:18:22 от Юлия Волкова »

Re: налоги и сборы
« Ответ #2 : 13 Июля, 2018, 11:20:45 »
Вопрос: Об НДФЛ при получении недвижимого имущества в дар от матери супруга.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМОот 1 июня 2018 г. N 03-04-05/37543Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые налогоплательщиками от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Таким образом, при дарении недвижимого имущества доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения на основании нормы пункта 18.1 статьи 217 Кодекса только в случае, если даритель и одаряемый признаются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее — Семейный кодекс).
В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса членами семьи признаются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные.С учетом положений статьи 14 Семейного кодекса близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии) признаются родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Таким образом, с учетом того что в соответствии с Семейным кодексом мать супруга не признается членом семьи или близким родственником по отношению к одариваемому физическому лицу (супруге), доход в виде недвижимого имущества, полученный указанным лицом в порядке дарения, в соответствии с положениями Кодекса подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Указанный доход подлежит декларированию в соответствии с положениями статьи 229 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора ДепартаментаР.А.СААКЯН01.06.2018